В Бельгию я ехала с кристально чистым сознанием: там пиво, шоколад, Босх и ступенчатый городской skyline. Один местный рассказывал, что его не раз спрашивали «Откуда ты, парень? Из Бельгии? А, это где-то в Брюсселе?». После этого меня чуть отпустило, - не знаю, ну и не знаю, никто не знает.
Брюссель, Намюр, Антверпен, Гент, Брюгге и немного Северного моря
В Боюсселе проснулась я с рассветом. Когда я пишу, что проснулась с рассветом, это именно значит, что с рассветом, четко по расписанию. Вместе со мной проснулись уборщики мусора, и немного перебивали мой меланхоличный трек-лист своим чудовищным скрежетом.
Мой путь начался от вокзала по бульвару в кармане с булочкой за 98 центов. Уборщики преследовали меня, как будто подозревая, что именно я хочу украсть синий пакет с пластиком. Но моей целью был всего лишь Писающий мальчик. На деле это правда мальчик, и он правда писает, а еще он голый, а я не люблю голых мужиков, тем более писающих. Одетых и писающих я тоже не люблю. В восемь утра рядом с ним никого не было, и в душе моей не успело закрасться чувство, что я ничего не понимаю в мальчиках, и даже не хочу сфотографировать шедевр.
Предрассветный город – это всегда какой-то другой, потусторонний мир, граничащий с реальностью. Вот он, Королевский дворец, как точка место пересечение двух плоскостей, вот музей Магритта, но стоит убрать карту в карман, переключить трек, и нет ничего проще как шагнуть на параллельную ступеньку на лестнице Эшера.
Брюссель красивый в своем сочетании времен и пахнет сладкими вафлями. А еще Брюссель маленький, по крайней мере он мне показался маленьким. За полтора дня я обошла его весь, и даже успела заглянуть в музей на свиданье с мужчиной моей мечты, Иеронимусом Живописцем. Наверное, мне просто никогда не понять бесконечные фразы в отчетах «На музей надо отводить не меньше, чем полдня», потому что у меня не укладывается в голове, как можно провести в музее полдня. Насколько я задрот до живописи – больше двух часов все Иисусы у меня превращаются в одно иисусье месиво.
Говорят, лучшая выпивка дня - та что предшествует первой. Но я не смогла выбить из головы гнусный стереотип «не пить раньше пяти», и поэтому днем пила на Гранд Плас кофе, а вечером пиво. Это моя единственная слабость, как вечного туриста-нищеброда: пить в красивом месте. А по возвращению в хостел можно заварить растворимый супчик.
***
В Намюр из той деревни, где я жила, я решила ехать спонтанно, мне хотелось отдохнуть от людей и провести время с самым классным котиком из тех, кого я знаю, но окрестности нашей деревни я уже все обходила. С миной решительного вызова судьбе, я направилась к станции, подошла к автомату, скормила ему шесть евро, и уже через полчаса ехала на поезде. Это были восхитительные два часа полного одиночества, когда никто не спрашивал "Are u okay?" или "Ca va?".
Намюр сумрачный, весь в красно-коричневых тонах с примесью белого и пахнет Петербургом. Замок на холме снизу смотрится монументально, но когда заберешься вроде и не очень высоко. Я хожу быстро, а поднимаюсь вверх еще быстрее; когда пришлось сбросить куртку я осталась единственным ярким фиолетовым пятном с грамматической ошибкой на футболке.
Расстроил туристик-инфо, где продавалось только два магнитика, да и то страшненьких, из-за чего пришлось выбирать между двумя страшненькими, а никто не любит выбирать из страшненьких.
***
Из всех городов, где я была, до Антверпена из Брюсселя ходят самые убогие поезда, похожие на наши электрички. Но я не успела зажраться, и все-таки смогла преодолеть себя и поехать на ней. Надеюсь, все понимают, что это все мое нездоровое чувство юмора, и на самом деле поезда нормальные, не хотелось бы проснуться однажды с мыслью, что кто-то прочел и передумал ехать в этот город из-за меня.
В Антверпене меня встретила знакомая с дайри, и как бы я не пыталась смахивать на путеводитель сама для себя до этого, тут у меня не осталось шансов. Сначала меня повели в удивительный малоэтажный квартал в стиле ар-нуво, куда бы я в жизни не дошла, а потом есть фалафель «У Бени». Не исключено, что фалафель там готовит сам Бени, потому что девочка говорила, что она слышала, как его кто-то назвал Бени.
Антверпен красавчик, начиная от вокзала, прекрасного как моя жизнь из фантазий перед сном, заканчивая изгибающимися улицами. Умные люди говорят, что изгибаются они для того, чтобы можно было любоваться фасадами. Мне с любовью показали весь город, рассказали и про то, и про это, про ладошку как символ города, про скульптуру умершей жены напротив окна, про вафли, хотя я уже плохо помню, чем отличаются льежские вафли от других вафель. Кажется, формой.
А вечером повели пить пиво в бар с Иисусами. Бар с Иисусами огонь, хоть и туристический. Не пропустите его.
***
Поезд на Гент опаздывал, а потом еще немного опаздывал. Мне посоветовали ехать не до центрального вокзала, а до другого, потому что, парадоксально, от него ближе до города. Пришлось сделать пересадку, но не соврали, на обратном пути до главного вокзала правда оказалось дольше.
Иди к трем шпилям - не ошибешься. Отслеживая маячок на гугл.мэпс я бродила туда-сюда, сворачивая шею, как кадет при равнении направо, а потом налево. Каналы, скверы, мосты, ступенчатый северный skyline под суровым северным небом. Огромная главная площадь с тремя шпилями и странной изломаной коробкой по центру. Люблю такие коробки, хотя на самом деле это "городской павильон" и изначально было кафе. У нас бы такое построили ко-ко-ко.
В супермаркете я с завистью смотрела на людей, равнодушно проходящих мимо полок с шоколадом и вишневым пивом. Всегда грустно осознавать, что только ты на этих пятнадцати квадратных метрах страдаешь обжорливой жадностью.
В музей изящных искусств я пошла на поиски "Несения креста"; что забавно рядом с картиной стояла табличка типа "Был ли Босх на самом деле? Поделитесь мнением, сделайте селфи, ставьте хэштег музея". Это мило. Еще что мило - рядом с картиной "Охота на лис" на полу выставили целый полк маленьких нелепых лис. Что это было: восстание лисят или высокодуховная акция "остановите убийство" я так и не поняла. Последний штрихом к полнейшей очаровательности музея, помимо совершенно пустых залов, стали жирные уродцы на стенах в холле. Они покорили мне сердце.
***
Про Брюгге, кроме того, что там залегают на дно, я ничего не знаю, и это, конечно, снова демонстрирует мою полную академическая и интеллектуальную ущербность.
Брюгге похож на Гент во всей северной архитектуре, но фасады ярче, народу больше, на улицах чудо-лампочки. Определенно Брюгге мне понравился больше, может из-за погоды, может из-за чего неуловимого, я в мейнстиме и признаю это.
«Пожри картошечку рядом с башней», посоветовали мне, и я покорилась судьбе, ведь, оказывается, картофель фри явил себя миру именно из Бельгии. Но это не столь важно, картошечка рядом с башней была достойной. Вид с башни тоже хорош - панорама оранжевых залитых солнцем крыш.
Рядом с площадью можно выпить пива, и попытаться почувствовать себя неотъемлемой составляющей здешних мест.
Музей изящных искусств мне понравился только снаружи - он располагается в классическом тенистом дворике с синей дверью, а сам довольно маленький, хотя и отжал себя три картины Брейгеля.
***
Северное море достойно отдельной истории. Для большего пафосу, назову ее "бонусной историей, не вошедшей в основной цикл".
Из Брюгге, мне сказали, поезжай ты на Северное море.
За пять минут до прибытия поезда, за окном полил устрашающего вида ливень, и когда я вышла на улицу, он полностью оправдал мои ожидания и залил мою шапку и воротничок торчащей из-под куртки рубашки. Но я решила, что раз шесть евро уплочено, и раз я приехала, значит, я пойду к морю. До моря ведет одна центральная улица, идти около десяти минут, но эти десять минут меня сдувало и обстоятельно поливало, и только благодаря упрямой установке "увидеть все", я не бросила эту затею к хуям. За пять метров до моря ветер задул так, что можно было облокотиться спиной, расправить руки и падать назад, не падая.
Море крутое, немного жалею, что не подошла поближе, но там были ограждения и все такое. Я потопталась на песочке на полтора метра за злополучными ограждениями (so hardcore), сделала селфи и побежала обратно ловить поезд. Очень драматичная история.
Бельгия/ноябрь 2015
В Бельгию я ехала с кристально чистым сознанием: там пиво, шоколад, Босх и ступенчатый городской skyline. Один местный рассказывал, что его не раз спрашивали «Откуда ты, парень? Из Бельгии? А, это где-то в Брюсселе?». После этого меня чуть отпустило, - не знаю, ну и не знаю, никто не знает.
Брюссель, Намюр, Антверпен, Гент, Брюгге и немного Северного моря
Брюссель, Намюр, Антверпен, Гент, Брюгге и немного Северного моря